Группа Queen вошла в историю не только благодаря бессмертным песням, но и своему стилю в одежде, который перевернул представление о границах дозволенного. «Лента.ру» разобралась в том, что делает стиль Queen и ее лидера Фредди Меркьюри столь особенным, а также вспомнила самых известных подражателей.
Сексуальная революция 1960‑х годов открыла путь к экспериментам. Единый до этого молодежный мейнстрим распадался на многочисленные течения. Музыканты экспериментировали не только со звучанием, но и со своим внешним видом. Кожа, латекс, яркий макияж, андрогинный стиль, заклепки, английские булавки, металлические шипы, мужская обувь на каблуке — казалось, мир сошел с ума и выделиться на общем фоне практически невозможно. Но у Фредди Меркьюри это получилось.
«Причина нашего успеха, дорогуша? Моя всеобъемлющая харизма, конечно же!» — Меркьюри никогда не отличался скромностью, но это тот случай, когда скромность была бы излишней. Группа Queen в целом и Фредди в частности фактически изобрели привычный нам стадионный концерт — до них группы просто исполняли свои хиты, иногда позволяя себе некоторые музыкальные эксперименты.
Меркьюри же превратил концерт в настоящее театральное действо. Во многом именно Queen мы должны благодарить за видеоклипы в их современные виде, когда в видео есть полноценный сюжет, а члены группы играют определенную роль, а не просто стоят с инструментами напротив микрофонов. Поэтому стиль и внешний вид играли для Queen особенно важную роль. «Вы видите не концерт, это фэшн‑шоу», — сказал в одном из интервью Фредди.
Особенное место группа Queen на британской рок-сцене заняла практически сразу. Музыканты экспериментировали со смешением различных стилей, добавляя к классическому роковому звучанию элементы поп-музыки, диско, оперы и психоделической музыки. Что касается внешнего вида, то в 1970-е годы Меркьюри черпал вдохновение в мире театра и гламура, развивая уже существовавшие тенденции.
Андрогинный стиль рок-музыканты стали использовать еще в конце 1960-х с подачи фронтмена Rolling Stones Мика Джаггера. Затем эстафету подхватил Дэвид Боуи, который к обтягивающим джинсам, худобе и длинным волосам добавил яркий макияж и элементы женского гардероба. Фредди носил просторные рубахи и обтягивающие джинсы, как Джими Хендрикс, подводил глаза, как Марк Болан, и красил ногти, как Дэвид Боуи. Но совсем скоро Фредди пошел еще дальше — он поставил под сомнение все гендерные стереотипы, смешав в своем облике мужское и женское.
Стиль Меркьюри и всей группы Queen немыслим без дизайнера Зандры Роудс, которая стала соавтором многих сценических образов Фредди. До Queen Роудс практически не делала мужской одежды — единственным исключением стали несколько концертных костюмов для лидера группы T.Rex Марка Болана. Но Фредди и не требовались мужские костюмы, он хотел большего.
В 1970 году внешний вид участников Queen мало отличался от других рок-групп эпохи. На фото слева направо: Джон Дикон, Фредди Меркьюри, Брайан Мэй и Роджер Тейлор.
Костюмы Фредди всегда были наиболее радикальными, но он был лишь вершиной ансамбля. Стиль других участников группы менялся вместе с Меркьюри, хотя и всегда был немного спокойнее. Латекс, ботинки на платформе, клеши, длинные волосы — типичный глэм-рок. На фото: Фредди Меркьюри и Брайан Мэй во время концерта в Лондоне в 1974 году.
Участники Queen никогда не боялись ярких цветов, а Фредди всегда был рад дополнить свой облик многочисленными украшениями и аксессуарами.
Концерт на стадионе Уэмбли в 1978 году. Волосы Фредди стали короче, а наряды — эпатажнее. Певец появлялся на сцене с обнаженным торсом, в коротких шортах и шокировал всех своим трико, усыпанным блестками.
Легендарное трико с огромным вырезом, сочетающее в себе клетку Арлекина и цветовую гамму Пьеро. В нем Фредди выступал в 1975 году.
Меркьюри и Брайан Мэй как-то вломились к Зандре домой и стали горячо обсуждать, что именно им нужно. Они хотели чего‑то пышного и цветастого, но Фредди при этом требовал, чтобы его руки сохранили подвижность — на сцене он хотел устраивать настоящее шоу.
Зандра сделала несколько набросков прямо при Фредди и Брайане, определилась с материалом (тяжелый сатин), и они договорились о времени исполнения работы. Когда костюм был готов и Меркьюри впервые увидел его в цвете, то пришел в восторг — это было именно то, что нужно. Так родился знаменитый крылатый костюм Фредди, навсегда связанный с бессмертным произведением «Bohemian Rhapsody».
«Концерт — не живое исполнение нашего альбома, это театральная постановка», — любил говорить Меркьюри. И источником вдохновения для многих сценических костюмов стали театральные амплуа Пьеро и Арлекина.
Обтягивающие трико в шахматную клетку, огромные вырезы, едва не доходящие до живота, каблуки и платформа — китч и безвкусица были возведены Меркьюри в культ. Интерес Фредди к моде выходил далеко за пределы концертных костюмов. Еще в начале 1970‑х годов Меркьюри и барабанщик группы Роджер Тейлор открыли маленький магазин одежды, где продавали платья в викторианском стиле и пышные костюмы.
Во время концертов Фредди мог несколько раз поменять костюм, то прыгая на сцене в женственном трико, то представ в подчеркнуто мужественном образе затянутого в кожу рокера. Настоящим триумфом гендерной революции в исполнении Меркьюри стал клип на песню «I Want to Break Free».
Клип стал одной из высших точек в истории группы и вдохновил многих исполнителей на сочетание несочетаемого — женского платья и усов или бороды. Апогеем этого образа можно считать Кончиту Вурст. И все же усатая домохозяйка — одно из последних проявлений андрогинности в карьере Фредди. Клип вышел в 1984 году, а стиль группы Queen в 1980‑е в целом стал куда мужественнее, хотя и не растерял эпатажности.
ФИЛЬМ «БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ», КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ В ПРОКАТ 1 НОЯБРЯ — чествование группы Queen, их музыки и их выдающегося вокалиста Фредди Меркьюри, который бросил вызов стереотипам и победил условности, чтобы стать одним из самых любимых артистов на планете. Фильм прослеживает головокружительный путь группы к успеху — благодаря их культовым песням и революционному звуку, — практически распад коллектива, поскольку образ жизни Меркьюри выходит из-под контроля, и их триумфальное воссоединение накануне концерта «Live Aid», ставшего одним из величайших выступлений в истории рок-музыки.
Летом 1980 года в истории группы Queen произошла главная революция — Фредди Меркьюри отрастил усы.
Дрейф в сторону большей мужественности происходил всю вторую половину 1970‑х: певец постепенно укорачивал волосы, отказывался от макияжа и накрашенных ногтей, а в костюмерной латекс потихоньку уступил место коже. Пожалуй, единственной неизменной частью сценического образа Фредди осталась трехфутовая частично разобранная стойка микрофона.
Существует несколько версий ее появления. Согласно первой, Меркьюри впервые разобрал стойку еще в школе во время одного из концертов. Фредди с товарищами играли рок‑н‑ролл, он активно прыгал по сцене, а собранная стойка заметно ограничивала его мобильность. Тогда певец разобрал стойку, вытащил одну из ее секций и принялся дальше гримасничать уже с ней. Вторая версия гласит, что на одном из концертов стойка микрофона просто сломалась, но Фредди это не смутило: он открутил ее часть и продолжил концерт.
Канонический образ Фредди: белые брюки с лампасами, кеды, футболка и желтая кожаная куртка. Обратите внимание, что Брайан Мэй зеркально отражает Фредди — белая куртка одета поверх желтой рубашки-поло.
Всего за год группа Queen полностью сменила имидж. В 1980 год коллектив вошел с эстетикой глэм-рока, а в 1981 году музыканты двинулись в сторону минимализма. Об эстетике бурного прошлого напоминают лишь желтые брюки Дикона да красная куртка Мэя. Новый Орлеан, 1981 год.
Еще один культовый концертный костюм Фредди, появившийся в середине 1980‑х, — королевская мантия на голое тело и корона.
На рубеже 1970‑х и 1980‑х годов в эстетике Меркьюри стало больше БДСМ-тематики.
В 1980‑е годы стиль участников Queen стал проще — джинсы, футболки, спортивные куртки и штаны, а место туфель на платформе заняли кеды. Мюнхен, 1984 год.
В 1985 году мусульманские лидеры Занзибара — родного острова Фредди — обвинили его в нарушении всех канонов ислама из-за вызывающих сценических образов.
Футболка, джинсы, кожаный ремень, кеды — максимально простой и при этом невероятно известный образ Фредди во время концерта Live Aid на стадионе Уэмбли 13 июля 1985 года.
Новый стиль Меркьюри был куда проще: джинсы, кожаные штаны, базовые футболки, кожаные и джинсовые куртки — за эпатаж отвечали аксессуары, которые Фредди обожал. Ремни, галстуки, браслеты, напульсные повязки и солнцезащитные очки — все это позволяло Фредди добавить образу налет БДСМ, сделать его более гомосексуальным или, напротив, рокерским.
Если символом стиля Queen 1970-х стал крылатый костюм от Зандры Роудс, то Queen 1980‑х — это белая футболка, белые брюки с лампасами, белый ремень и ярко-желтая кожаная куртка. В таком виде Фредди появился на одном из самых знаменитых концертов группы, который прошел на стадионе Уэмбли в 1986 году.
Прощальным появлением Фредди на широкой публике стал клип на песню «These Are the Days of Our Lives». Исхудавший, сгорбленный, сбривший усы Фредди в черных штанах, черной рубашке, жилетке с ярким принтом и кроссовках будто возвращает нас в начало своего творческого пути. Макияж, подведенные глаза, резкие, женственные движения рук — мачо больше нет, певец вновь возвращается к андрогинному образу.
Фредди Меркьюри и Queen навсегда изменили музыку. И дело не только в их умении находится на стыке разных музыкальных течений. Без ярких и сложных клипов, концертов, представляющих собой настоящие шоу с многочисленными сменами костюмов, современный мир не представить. Меркьюри раздвинул границы дозволенного, создав целый ряд удивительных сценических образов, которые навсегда ассоциируются с ним.
Спустя 27 лет после своей смерти Фредди по-прежнему вдохновляет музыкантов. Певица Кэти Перри призналась, что Меркьюри — ее главный источник вдохновения. Она даже хотела набить татуировку с лицом Фредди на всю спину.
Кэти ценит фронтмена Queen за его иронию в текстах и смелые сценические образы. Пэрри не раз признавалась, что творчество Меркьюри вдохновляет ее быть смелой. Она легко меняет стиль, представая то в образе викторианской дамы, то девочки-сорванца, то сексуальной обольстительницы. Главное условие — образ должен быть ярким, провокационным и запоминающимся.
Несмотря на то что в целом в 1980-е сценические образы Фредди стали куда проще, иногда он все же появлялся в чем-то эксцентричном. Например, в знаменитом костюме павлина он выступал на концерте в 1984 году.
В платье, вдохновленном костюмом Меркьюри, выступила с кавер-версией песни Queen певица Ани Лорак.
Лидер Judas Priest Роб Хэлфорд однажды предложил Меркьюри выступить в кожаной куртке с заклепками. Фредди согласился, но лишь при условии, что Хэлфорд в ответ станцует с Королевским балетом. Обмен не состоялся, но Роб, тем не менее, при создании своего сценического образа многое почерпнул у Фредди. Концерт Judas Priest в Лас‑Вегасе.
Для Кэти Перри не существует рамок и ограничений, она готова меняться от песни к песне, радикально меняя свой стиль. Певица не скрывает, что научилась этому у Фредди Меркьюри. Перри и Ноа Сайрус во время концерта в Мэдисон-сквер-гарден.
Леди Гага не скрывает, что является фанаткой Queen и многому научилась у Фредди. Причем не только эпатажу, но и умению создать эффектный образ с помощью базовых вещей.
Адам Ламберт не просто вдохновляется творчеством Меркьюри и подражает ему, но и выступает вместе с группой Queen. На фото Ламберт вместе с Брайаном Мэем во время концерта в Лондоне.
Автор культового хита «Gangnam Style» корейский певец PSY и вовсе учился поведению на сцене, просматривая концерт Queen 1975 года. Яркие пиджаки, подтяжки, кожаные штаны, бабочки, жилетки безумных расцветок — содержимое гардероба PSY тоже можно считать наследием Фредди.
Главной наследницей Queen среди современных исполнителей, конечно, следует считать Lady Gaga. Певица взяла себе псевдоним в честь песни группы Radio Ga Ga, а ее эпатажные сценические образы вдохновлены ранним Меркьюри. Королева эпатажа однажды сказала про Фредди: «Он был не только певцом, но и фантастическим шоуменом, человеком театра, артистом, который умел постоянно изменять себя. Проще говоря, гением».
Автор культового хита Gangnam Style корейским певец PSY и вовсе учился поведению на сцене, просматривая концерт Queen 1975 года. Яркие пиджаки, подтяжки, кожаные штаны, бабочки, жилетки безумных расцветок, — содержимое гардероба PSY тоже можно считать наследием Фредди.
Самое сложное для современных исполнителей — не свалиться в подражательство. Ближе всего к грани подошел финалист шоу American Idol Адам Ламберт, который не скрывает, что является фанатом творчества Queen. Певец носит очки-авиаторы в стиле Меркьюри, появляется на сцене, затянутый в кожу, и использует лишь трехфутовую секцию стойки микрофона. К счастью, до откровенного косплея дело не доходит — в облике Ламберта нет намеков на гомосексуальность, а количество железа значительно больше, что делает образ Адама более рокерским.
Ламберт в каком‑то смысле является продолжателем дела фронтмена Judas Priest Роба Хэлфорда. Один из создателей эстетики хеви-метала никогда не скрывал, что почерпнул многое в стилистике Меркьюри. Роб и Фредди были знакомы, уважали творчество друг друга, похоже, взаимно вдохновлялись друг другом. Во всяком случае, кожа, латекс, заклепки и БДСМ-стилистика появлялись во внешности Хэлфорда и Меркьюри практически одновременно.
Вдохновляет Queen не только западных артистов. Не так давно в Лондоне певица Ани Лорак приняла участие в мероприятии, посвященном наследию группы. Певица вместе с другими знаменитостями записала кавер на песню Queen, а также снялась в клипе в костюмах в стиле Фредди, отдав тем самым дань уважения великому певцу. Фредди Меркьюри нет с нами уже больше четверти века, но его творчество и стиль по-прежнему оказывают влияние и формируют тренды.